Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

МБДОУ Д4етский сад №34 "Чиполлино"р.п. Выездное г.о.г. Арзамас

Татьяна Викторовна
Затряскина

zatryaskina@internet.ru

Консультации для родителей

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА РЕЧИ РЕБЕНКА

 (ЧЕК-ЛИСТ) от рождения до 2 лет

ИНСТРУКЦИЯ: Найдите тот раздел теста, в котором указан возраст ребенка. Если хотя бы на один вопрос Вы можете ответить «ДА», изучите более ранний возрастной этап и ответьте на все вопросы в том разделе. Ознакомьтесь с результатами теста на последней странице.

1. Ребенку 3-6 месяцев:

• Ребенок НЕ реагирует, когда вы обращаетесь к нему

• При обращении к ребенку мамы НЕ успокаивается, если плачет

• НЕ реагирует на ваш голос, если в данный момент он вас не видит

• НЕ  следит взглядом и НЕ поворачивает голову в вашем направлении

  • Эмоционально НЕ реагирует на речь взрослых и НЕ улыбается 

 • НЕ гулит («агу-у», «кх-х»), когда к нему обращается мама

2. Ребенку 7-10 месяцев:

• Ребенок НЕ поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее (для того, чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими)

• НЕ пытается отыскивать те предметы и тех людей, которых называет мама

• НЕ узнает голоса близких, НЕ может правильно реагировать на интонации взрослых

• Ребенок НЕ отдает предпочтение мелодичным погремушкам, НЕ прислушивается к музыке

• У ребенка НЕТ лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. со четаний) или он очень скудный. НЕ использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

3. Ребенку 11-15 месяцев

• Ребенок НЕ может показать знакомые предметы и людей, когда его  попросят («Где тетя Надя?», «Найди мячик»)

• НЕ показывает указательным жестом на предметы, которые хочет получить

• НЕ машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания

 • НЕ играет в «Ладушки»

• НЕ повторяет и НЕ имитирует различные звуки (речь взрослого, бытовые шумы, голоса животных).

4. Ребенку 15 месяцев - 2 года

• Ребенок НЕ может показать по просьбе части своего тела (руки, голову, глаза, уши, иное)

• В словаре ребенка нет простых слов («мама», «баба», «би-би», «топ- топ»), обозначающих определенные предметы или действия

• Ребенок имеет трудности с сосанием или жеванием (например, если полуторагодовалый ребенок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:                                                                                                                                          

 1. Если на один или несколько вопросов теста, соответствующих возрастному этапу ребенка, Вы ответили «ДА», то следует обратиться к логопеду очно.                                                                                                 

  2. Если речь ребенка соответствует более низкому возрастному этапу в тесте, то необходима еще и консультация невролога!

 

Чек-лист подготовила Татьяна Лаптева – медицинский логопед, нейродефектолог.

УЧИМ СТИХИ НАИЗУСТЬ – ЭТО ВАЖНО?

 

Учить стихи наизусть обязательно нужно! Специалисты выделяют несколько критериев, которые можно значительно улучшить, если регулярно заучивать с детьми даже небольшие стихотворения.

Стихи развивают мыслительную деятельность. В результате расширяется кругозор и потребности ребёнка, происходит накопление и обогащение словарного запаса.

Заучивание стихов тренирует память. Именно память человека помогает запоминать, накапливать и сохранять информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни.

Знание стихов формирует культурный уровень ребёнка. Приучает любить поэзию, развивает творческие способности, делает малыша эмоционально богатым человеком.

Стихи учат прислушиваться к звучащему слову. Приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разными значениями.

Повторение стихов улучшает произношение. Ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму.

Стихи помогают легко и весело изучить окружающий мир. Особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки — в игровой форме обучают счёту, а стихи-загадки развивают логику.

Проблема зависимости ребенка дошкольника от гаджетов.

Проблема действительно серьезная! И проблема не только ребенка, а семьи в целом. Она имеет комплексный характер и чтобы достичь реального положительного эффекта придется набраться терпения и решать ее всем вместе.

Начать нужно с того, что откровенно ответить себе на ряд вопросов:

  1. Есть ли в семье авторитет для ребенка? Кто из родных им является?
  2. Как вы полагаете, достаточно ли Вы уделяете времени своему ребенку? Сколько примерно в день Вы именно с ним общаетесь лично? Каким образом? На какие темы?
  3. Как общаются с ребенком другие члены семьи?
  4. Каковы примеры гаджетизированного поведения в семье: сколько времени вы (родители) проводите с гаджетами на глазах у ребенка? Сколько времени с гаджетами проводят его братья, сестры и другие родственники?
  5. Есть ли четкий режим дня у ребенка? У других членов семьи?
  6. Сколько времени проводят члены семьи перед телевизором?
  7. Является ли включенный телевизор постоянным фоном в Вашей семье?
  8. Как Вы проводите свое свободное время?
  9. Как еще проводит свое свободное время Ваш ребенок?
  10. В какие игры он любит играть (кроме компьютерных игр)?
  11. Как часто посещаете культурные и досуговые учреждения сами и вместе с ребенком: кинотеатры, театры, выставки, музеи, концерты, библиотеки, досуговые центры?
  12. Есть ли у родителей увлечения, хобби? Как часто и как долго вы ими занимаетесь при ребенке?
  13. Большой ли у Вас лично круг общения? Как чаще приходится общаться лично или онлайн?
  14. Принимаете ли Вы у себя дома гостей? Как часто? Это чаще родственники или друзья?
  15. Есть ли друзья у Вашего ребенка? Как и где он с ними общается?
  16. Вы увлекаетесь спортом? Каким видом? Как часто вы тренируетесь?
  17. Вы сами посещаете спортивные соревнования? Посещаете ли вы их вместе с ребенком?
  18. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции?
  19. Любите ли Вы путешествовать? Как часто Вы путешествуете вместе с ребенком?
 

Готовность к школьному обучению

Цель: повысить уровень осведомленности родителей о «школьной готовности ребенка». Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования, словоизменения и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.

Психический инфантилизм

Цель: познакомить с признаками и причинами возникновения данного синдрома

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособности сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Признаками психического инфантилизма в первые годы жизни могут быть: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности, общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и так далее. Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание.

Заикание

Заикание (логоневроз) — это расстройство речи, при котором нарушается её нормальная плавность, ритм и беглость, а также перенапрягаются мышцы речевого аппарата. Человек с заиканием знает, что хочет сказать, но ему трудно это произнести. Например, он может повторять или тянуть слово, слог или звук, делать паузу во время речи, так как достиг проблемного для него места (это могут быть как разные слова и сочетания звуков, так и одни и те же).При этом мальчики заикаются в 2 раза чаще, чем девочки, а мужчины — в 4 раза чаще, чем женщины. Точные причины заикания неясны, исследователи предполагают, что нарушение беглости речи вызвано сочетанием факторов, которые включают в себя генетические мутации, воздействие окружающей среды и особенности нейронных связей мозга. Заикание может влиять на самооценку человека, а также мешать успешному взаимодействию с другими людьми. Прогноз излечения зависит, в том числе от сроков обращения к специалисту. При возникновении запинок в речи ребенка, родителям как можно быстрее нужно обратиться к врачу неврологу и к логопеду.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

 

Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Психологи констатируют улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений, которые входят в технологию «биоэнергопластика». Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.

Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях. Методические пособия включают в себя комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик, дидактические игры и упражнения., мышление, речь.

Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях. Методические пособия включают в себя комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик, дидактические игры и упражнения.

Чем занять ребёнка летом? Советы учителя-логопеда.

Лето для детей – это долгожданная пора. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха,

развитию мелкой моторики,

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического): жевать мясо, сырые овощи и фрукты, лизать языком с блюдца варенье, лизать мороженное, полоскать рот, сосать сухарики из хлеба, булки.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

 

Четыре основных дефекта звукопроизношения

 

 В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения : отсутствие звука, искажение звука, замена звука и смешение звука. Отсутствие звуков, в особенности трудно артикулируемых, наблюдается очень часто у детей с самыми различными формами речевой патологии. Иногда в речи детей с хорошим фонематическим восприятием вместо полного выпадения звука в некоторых позициях появляются призвуки. Нередко в процессе возрастания объема речевой практики отсутствующие звуки заменяются искаженными. Искажение звука характеризуется его стабильностью в различных формах речи.

Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации.    Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, не различению их. Последние считаются более грубыми, т. к. они нарушают смысл высказывания. Л. В. Щерба предлагал называть «ошибки первого типа ошибками выговора, или фонетическими, а вторые — звукосмысловыми, или фонологическими».

   Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т. к. в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных вариантов. Замены звуков могут быть постоянными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи.

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.